Небольшая выжимка из публикации авиа-любителя и дочери офицера систем разведки SR-71 Линды Шеффилд.
Разведчик, созданный для выполнения миссий на экстремальных скоростях и высотах, был настоящим технологическим прорывом своего времени (первый полет в 1964 году!). Его экипаж состоял из двух человек: летчика, отвечавшего за управление самолетом, и офицера систем разведки, он же штурман (RSO), на котором лежала ответственность за выполнение основной миссии — сбор разведданных, навигация и оборона. Фотосъемка, радиолокационная информация, аудиозаписи — все это добывалось даже в самых сложных условиях, включая облачность, благодаря передовым системам разведки. А для полетов на SR-71 отбирались только лучшие летчики и лучшие штурманы в Воздушных силах США.

Ключевым элементом успеха SR-71 была работа опытного экипажа как единого механизма. RSO управлял системами радиоэлектронной борьбы, защищая самолет от ракетных атак, а также следил за всеми бортовыми системами, взаимодействуя с летчиком. Он должен был буквально помнить наизусть и свою кабину, и кабину летчика. Живой компьютер. Слаженность и доверие между ними были абсолютными: экипаж мог «читать» мысли друг друга даже по звуку дыхания, несмотря на то, что их кабины были расположены в тандеме и визуальный контакт отсутствовал. Летчик, будучи командиром, принимал решения в критических ситуациях, включая и возможное катапультирование на больших высотах. Такая высочайшая подготовка позволила SR-71 успешно выполнять миссии, несмотря на более 1000 попыток сбить его ракетами — самолет остался неуязвимым.

По ее словам, однажды в полете у Дейва Питерса, летчика SR-71 и коллеги ее отца, сработал автоматический выключатель. Чтобы восстановить подачу электричества, ему пришлось дотянуться рукой до переключателя за своей спиной. Все это время он внимательно следовал точным указаниям своего штурмана, не отрывая взгляда от неба и приборной панели. Благодаря их слаженной работе проблему удалось устранить, и экипаж с самолетом смог успешно вернуться обратно на базу.
SR-71 стал не только венцом технического достижения и гения, но и символом эпохи, когда инженерия и человеческий талант шли рука об руку. Этот самолет — яркий пример того, как далеко может зайти авиация в погоне за скоростью, высотой и точностью систем.
